Главная » Статьи » Генерализация учения К. Маркса

ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ УЧЕНИЯ К. МАРКСА. Начало.

Генерализация учения  К. Маркса.

 

В «Предисловии к первому изданию» «Капитала» К. Маркс пишет: - «Предметом моего исследования  в настоящей работе является капиталистический  способ производства и соответствующие  ему отношения производства и обмена. <…> … конечной целью моего сочинения является открытие экономического закона движения современного общества». И далее: « Я смотрю на развитие экономической общественной формации как на естественноисторический процесс». К. Маркс  считал этот труд продолжением опубликованного в 1859 г. его сочинения «К критике политической экономии».

Это было почти 150 лет тому назад; первый том был опубликован в 1867 году, ещё при жизни К. Маркса.

Таким образом, – Маркс, изучая «естественные законы» развития общества как «естественноисторический процесс», концентрирует своё исследование лишь исключительно на «экономическом движении современного общества. Тогда это было общество бурного «экономического движения», «экономизм» составлял суть этого общества.  Он выразительно проявил как свою внутреннюю природу, так  и свой «негатив» в форме, так называемой,  «экономической эксплуатации».  В то же время он выявил всем  марксистам известный тренд своего гибельного и критического, а вместе с тем и  революционного восходящего развития, - в форме обобществления  «средств производства».

Короче, путь познания общества в то время проходил через познание «экономического движения» - экономических отношений в обществе. И это было обосновано, ибо это было время капитализма с его доминирующим «экономическим» способом производства.

Однако следует напомнить, что общественные отношения в обществе отнюдь не ограничиваются только экономическими отношениями. Правда, в пору Маркса они были главными, доминирующими, что и определило предмет исследований Маркса, сведя его, как он сам и пишет к изучению  только «капиталистического  способа производства и соответствующих  ему отношений производства и обмена».

Спустя всего 50 лет после издания первого тома «Капитала» мир начал резко меняться, а уже через столетие он значительно «полевел» в своём развитии и «раскололся» на два лагеря, - социалистический и капиталистический. С той поры уже не только «экономическое движение» определяло тип общества. В восходящем развитии мир вышел за рамки экономической теории «Капитал» и «Политической экономии». Эстафету восходящего развития принял Социализм.

Поэтому совсем не случайно, например, пишет Ф. Энгельс в 1890 году в письме Й. Блоху: «...Согласно материалистическому пониманию истории в историческом процессе определяющим моментом в конечном счете является производство и воспроизводство действительной жизни. Ни я, ни Маркс большего никогда не утверждали. Если же кто-нибудь искажает это положение в том смысле, что экономический момент является будто единственно определяющим моментом, то он превращает это утверждение в ничего не говорящую, абстрактную, бессмысленную фразу».

Итак, «экономический момент» даже в марксовом учении о самом капитализме, созданном более 150 лет тому назад как учение об «экономическом движении» «вульгарного» капитализма середины Х1Х века, не является «единственно определяющим моментом»!

Более того, Энгельс прямо подчёркивает, что «материалистическое понимание истории» есть понимание «в конечном счете» «производства и воспроизводства действительной жизни», а отнюдь не только  «экономического движения».

Поэтому далее, характеризуя понимание «исторического процесса», Ф. Энгельс пишет: «Существует взаимодействие всех этих моментов, в котором экономическое движение как необходимое в конечном счете прокладывает себе дорогу…». То есть «Капитал» как учение о капитализме, рассматривает  «экономическое движение» лишь как доминирующее. Другими словами, и в нашем контексте, утверждается лишь о доминировании в градации капитализм  «чистого эндогенного процесса» производства и воспроизводства жизни как «экономического». То есть, именно этой «экономической» чистой эндогенной форме (ЧЭФ)  как процессу и посвящён «Капитал» К. Маркса.

Итак,  в историческом развитии общества слово сказано, сказано «классиками», и это слово – «производство и воспроизводство действительной жизни».

 

Как же сегодня, современная наука, а в частности, - фундаментальная, пятитомная, социологическая теория развития общества А. С. Шушарина «Полилогия современного мира. (Критика запущенной социологии)» понимает «действительную жизнь», законы её развития и каким образом она генерализирует, включает в себя как составную часть, учение Маркса?

 

 

1.1. Что есть «действительная жизнь» и как она отображена в «Полилогии …».

 

Известно, что история развития общества есть история последовательного обобществления всех значимых объектов «действительной жизни», что собственно и обеспечивает её восходящее развитие по сложности. В «Полилогии…» действительная жизнь рассматривается как множество  следующих типологических объектов жизни (см. рис. 1-1): «общая жизнь», «работник», «пространство производства», «средства производства», «функции, технологии», «информация, знания» и т.д.

 

 

При этом объём понятия "действительная жизнь" раскрывается через логическое деление по признаку (основание деления) "механизм взаимодействия агентов производства" при  производстве и воспроизводстве конкретных объектов данной типологии как элементов действительной жизни.

Если отобразить развитие общества во времени как восходящее развитие по сложности, то получим следующую монотонно возрастающую кривую (рис. 1-2). Эта кривая представляет собой непрерывный единый процесс производства и воспроизводства жизни. Нарастание «толщины» данной кривой как бы символизирует рост мощности воспроизводственного процесса общества.

В статике состав объектов «действительной жизни» можно рассматривать как «поперечное сечение кривой данного единого процесса жизни, что собственно схематично и представлено на рис. 1-1. При этом состав типологических объектов действительной жизни остаётся неизменным для любого момента развития общества.

Каждому из перечисленных типологических объектов соответствует свой способ его воспроизводства, который представляет, так называемую, «чистую эндогенную форму» (ЧЭФ), по сути, чистый процесс производства и воспроизводства  базового объекта данной типологии. В целом, в совокупности, все эти ЧЭФ образуют единый процесс действительной жизни общества  (рис. 2-2).  

Это, можно сказать, есть отображение единого процесса воспроизводства «действительной жизнь» уже в динамике.  То есть  эту «картинку» можно рассматривать как «продольный срез» как «срез-развёртка» графика рис. 1-2,  отображающего восходящее развитие общества.

Разумеется, что в реальности все слои ЧЭФ, как подпроцессы, тесно переплетены между собой и взаимосвязаны.  Однако мы  рассматриваем чистые процессы воспроизводства различных типологических объектов (ЧЭФ) как самостоятельные, отдельно происходящие с целью уяснения их «внутренней» сущности.

Далее, с другой стороны, всем известна знаменитая марксова формула-схема кругооборота товарного капитала: Т* - Д* - Т (Сп, Рс) … П … Т** - и т. д.

Запишем по её подобию аналогичную формулу-схему для всего, в целом, процесса производства и воспроизводства «действительной жизни» в общем виде на основе следующих атрибутов типологических процессов ЧЭФ, см. рис. 1-3. Вот эти атрибуты: базовый объект производственных отношений и отношений собственности, механизм взаимодействия агентов производства, материально-знаковые отношения, разделение труда, богатство и ценности, родовой «негатив»,  доминирующая собственность (асимметрия), преодолевающий сдвиг и соответствующая  теория ЧЭФ «Политическая …».

Тогда получим следующее выражение для формулы-схемы действительной жизни, см. рис. 1-4: ОБ* - МЗ* - ОБ ((ОБ)) … П(ДТ (труд)) … ОБ** - и т. д. Где ОБ – объект воспроизводства; МЗ – материально-знаковые отношения; П – производство; ДТ(труд) – деятельность, труд; (ОБ) – исходные ресурсы для воспроизводства.

Или, с раскладкой по типологическим ЧЭФ (см. рис. 2-1).

 Процессы ЧЭФ

 

На этом рисунке овалом выделен капиталистический способ производства, ЧЭФ «экономическая», которая и была изучена К. Марксом и составила основу его учения «Капитал». Короче, эта формула-схема всего лишь часть общей схемы воспроизводства жизни, где все прочие ЧЭФ в традиционном отображении представляются обычно как условия производства. Всё это позволяет не только ставить вопрос и говорить о попытке генерализации «Полилогией …» А. С. Шушарина  учения К. Маркса «Капитал», но и прямо утверждать, - что такая генерализация имеет место быть!

Таким образом, мы видим, что каждому типологическому объекту «действительной жизни» соответствует свой собственный, можно сказать, слой воспроизводственного процесса жизни. Эти слои-процессы,  так же как и кривая восходящего развития, со временем возрастают в своей мощности и сложности.  На рис. 2-2 рост сложности каждой ЧЭФ отображается как возрастающая со временем толщина соответствующего слоя.  Разумеется, что «время» здесь не конкретно историческое, а  абстрактное, отражающее лишь последовательное нарастание сложности некоторой «идеальной модели» общественного развития общества.

Итак,  производство и воспроизводство действительной жизни  включает следующее множество чистых процессов (ЧЭФ) или чистых способов производства:

● Это, прежде всего, самый глубокий и витальный, жизненный,  слой. Это процесс воспроизводства самого, можно сказать, базового, «человеческого материала», то есть изначального общества просто людей как мыслящих биологических существ со своей культурой жития, общения, со своим языком, традициями и т.п., то есть  воспроизводства объекта «общая жизнь» (рис 2-2).

Конкретные  атрибуты ЧЭФ этого типологического объекта следующие. Механизм взаимодействия агентов этого производства жизни есть «телесно-духовное общение». Материально-знаковые отношения – «фамилия, имя, свойство (антропонимика)». Богатство – «телесно-духовное здоровье». Доминирующая собственность (асимметрия) – «эгостадная собственность на общую жизнь», а родовой негатив – «кровавый произвол».

Критическая теория, описывающая эту ЧЭФ, – «Политический социогенез (простая культурология)». Эта  ЧЭФ  доминирует в градации первобытность. Преодолевающий сдвиг - «обобществление общей жизни», то есть «социализация (демографизация) производства» жизни.

● Следующий слой как чистый процесс – ЧЭФ, это процесс воспроизводства «специалистов и умельцев», «умеющих и могущих работать»  людей, то есть «работников». Это процесс воспроизводства объекта типа «работник». 

Атрибуты ЧЭФ этого типологического объекта  следующие. Механизм взаимодействия агентов этого производства жизни - «трудообмен». Материально-знаковые отношения – «дипломы (трудонимика)». Богатство – «трудовые ресурсы». Доминирующая собственность (асимметрия) – «собственность на работников (рабов)», а родовой негатив – «диктат».

Критическая теория – «Политическая демография». Эта  ЧЭФ  доминирует в градации рабовладение. Преодолевающий сдвиг - «обобществление работников», то есть «натурализация (территориализация) производства» жизни.

● Далее следующий слой – ЧЭФ, это процесс воспроизводства,  можно  сказать, «малой Родины»,  «местности»  жизнедеятельности  людей, то есть некоторого «пространства производства»  и воспроизводства действительной жизни. Это воспроизводство объекта «пространство производства». 

Атрибуты ЧЭФ этого типологического объекта  следующие.  Механизм взаимодействия агентов этого типа производства жизни есть «соседствование». Материально-знаковые отношения – «прописка (топонимика)». Богатство – «натуральное богатство». Наконец, доминирующая собственность (асимметрия) – «натурально (парцеллярно) иерархическая собственность на пространство производства», а родовой негатив – «крепость, крепостничество, повинность, подати». 

Критическая теория – «Политическая география». Эта ЧЭФ  доминирует в градации феодализм. Преодолевающий сдвиг - «обобществление пространства производства», то есть «индустриализация (товаризация) производства» жизни.

● Следующий слой – процесс воспроизводства «вещей, имущества, орудий труда и быта», «товара», то есть воспроизводство всем известного объекта «средства  производства».

Атрибуты ЧЭФ этого типологического объекта. Механизм взаимодействия агентов этого типа производства жизни есть «товарообмен». Разделение труда – «продуктовое». Базовое взаимодействие (симметрия)  – «вещественно-продуктовое (товар)». Базовые производственные отношения – «экономические (товарно-денежные)».  Материально-знаковые отношения – «деньги (товаронимика)». Богатство – «вещественное богатство». Наконец, доминирующая собственность (асимметрия) – «частная собственность на средства производства».

Критическая теория – «Политическая экономия («Капитал»)». Эта  ЧЭФ «экономическая или  рыночная»  доминирует в градации капитализм.  Преодолевающий сдвиг, как дальнейшее восходящее и революционное развитие общества, - «обобществление средств производства», то есть «технологизация (плановизация) производства» жизни. Родовой негатив – «экономическая эксплуатация». 

● Наконец, следующий слой – ЧЭФ, это слой ЧЭФ, доминирующий при социализме. Это, - процесс воспроизводства  «функций и технологий», всевозможной «работы» как  жизнедеятельности людей. То есть  - воспроизводство объекта «технологии, функции».

Атрибуты ЧЭФ этого типологического объекта  следующие. Механизм взаимодействия агентов этого типа производства есть «соисполнение». Разделение труда – «ячеистое (пооперационное)». Базовое взаимодействие (симметрия)  – «функциональное». Базовые производственные отношения – «функциональные (технологические)».  Материально-знаковые отношения – «документы, статусы коллективов и лиц (технонимика)». Богатство – «технологии (функции)». Наконец, доминирующая собственность (асимметрия) – «группо-иерархическая собственность на технологии»,  а родовой негатив – «дефект производства».

Критическая теория – «Политическая технология». Всё  это атрибуты  ЧЭФ «функциональная  или  отраслевая, плановая»,  доминирующей в градации социализм.  Преодолевающий сдвиг, как дальнейшее восходящее и революционное развитие общества, - «обобществление технологий», то есть «онаучивание производства» жизни.

● Кратко. Последующий слой – ЧЭФ это  процесс воспроизводства  «информации», всевозможных «данных, сведений, знаний»  о  жизнедеятельности людей и мире, то есть «информации»  по воспроизводству действительной жизни.  Это процесс воспроизводства  объекта «информация».

Механизм взаимодействия агентов этого производства жизни есть «полное и свободное информационное обеспечение». Эта  ЧЭФ «информационная»  доминирует в постсоциалистической градации Информационное общество.

И т.д.

Таким образом, только в эндогенном как внутреннем, внутристрановом развитии общества «Полилогия …» включает в себя «эскизы»: «Политическая география» феодализма (ЧЭФ «феодальная»), «Политическая демография» рабовладения (ЧЭФ «рабовладения»), «Политический социогенез (простая культурология)» первобытности (ЧЭФ «первобытная»). И, разумеется, такие теории как «Политическая экономия» капитализма и «Политическая технология» социализма.

То есть даже из самого перечисления состава теорий ЧЭФ, входящих в мегатеорию «Полилогия …», становиться очевидным её генерализирующий статут (положение) и статус (правовое положение). Таким образом, научная генерализация учения К. Маркса  проявляется  в самой структуре мегатеории.

 

 


Категория: Генерализация учения К. Маркса | Добавил: pol (02.01.2012)
Просмотров: 163 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Это несомненно интересно.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]